ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

15 марта в казачьем кадетском классе прошел семинар-практикум, посвященный защите прав потребителей. В ходе работы кадеты ознакомились с основными положениями действующего законодательства о защите прав потребителей, о правилах пользования смарт-устройствами без морального и материального ущерба для граждан и об ответственности за неправомерное применение аудио-видео записывающей аппаратуры.

Для справки:
15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Впервые отмечался в 1983 году. День прав потребителей приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1962 году.
На высшем уровне было дано понятие ПОТРЕБИТЕЛЬ. Джон Кеннеди выделил четыре принципиальных права потребителей:
·  Право на информацию
·  Право на безопасность
·  Право на выбор
·  Право быть услышанным
 
Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.
В 1960 году была основана некоммерческая компания Consumers International (CI) — Всемирная организация потребителей. Организация работает уже более 60 лет. Объединяет около двухсот общественных и государственных организаций защиты прав потребителей более чем из семидесяти развитых демократических государств. Принципы Consumers International:
·       Право на информацию
·       Право на безопасность
·       Право на выбор
·       Право быть услышанным
·       Право на возмещение ущерба
·       Право на здоровую окружающую среду
·       Право на потребительское образование
·       Право на удовлетворение базовых потребностей
 
Consumers International защищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, оказывает образовательную и правовую помощь.
9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей юридически признаны.
В СССР 1989 год был ознаменован созданием Всесоюзной федерации потребительских обществ, куда вошли ГосстандартСанэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже существующие региональные и республиканские общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало советских граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях, по обе стороны торгового прилавка и в сфере бытовых услуг.
В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно. Однако, даже тогда, Всемирный день прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную Организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус. Председатель Союза потребителей России — депутат ГД РФ четырёх созывов (1993—2007), член Общественной палаты РФ в 2008—2010 гг. Пётр Шелищ.
Российской особенностью ВДПП является то, что каждый год он проходит под определённым девизом. Так, девиз 2009 года: «Потребитель! Знай свои права!». Подобная практика позволяет правозащитным организациям РФ концентрироваться на наиболее проблемных участках сферы защиты потребительских прав. И, по-видимому, это не случайно, ведь 2008 год имел девиз: «Поколение нездорового питания — кампания по борьбе с распространением нездорового питания среди детей». В немалой степени благодаря давлению правозащитников, сконцентрировавших свои усилия на проблемах детского питания, в декабре 2008 года был принят «молочный регламент», согласно которому «питьевым молоком» может называться исключительно продукт, произведённый из натурального сырого молока, которое не подвергалось выпариванию. Если же в состав входит хотя бы 1 % сухого порошка, то такой продукт должен именоваться «молочным напитком» или «заменителем молочного продукта».
По статистике Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», всё большее и большее количество граждан решаются защищать свои потребительские права, в том числе и в судебном порядке: так, если в 1998 году было подано всего 27,1 тысячи таких исков, в 2007 году — уже 95 тысяч, а в 2010 — 315 тысяч, а в 2017-643тысячи.
Закон устанавливает права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также просвещение, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав.
В 2019 году Всемирный день прав потребителей посвящен применению «умных» технологий в быту. Он проходит  под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».
Такое решение принято в связи с тем, что люди во всём мире активно пользуются различными гаджетами. В настоящее время насчитывается 23,1 млрд смарт-устройств, что превышает число людей в три раза.
При этом «умные» технологии вносят серьезные проблемы: отсутствие безопасности, утечка информации, нарушение конфиденциальности личных данных и скрытые и другие скрытые риски для граждан.
Поэтому Всемирный день прав потребителей направлен на то, чтобы объяснить, как пользоваться смарт-устройствами без морального и материального ущерба для граждан.